Короткий анекдот: «Доктор, меня все игнорируют. – Следующий, пожалуйста» можно, конечно, приписать несовершенству системы здравоохранения. Но, может статься, что незадачливый пациент просто не сумел привлечь к себе внимания. Человеческое внимание – штука непродолжительная, непостоянная и избирательная. Его надо постоянно подпитывать. Причем, еще неизвестно, что важнее: умение сосредоточиться самому или умение «держать» внимание окружающих в публичных ситуациях. Чтобы не оказаться в положении «доктор, меня все игнорируют» на совещаниях, презентациях, выступлениях, неплохо знать, как управлять вниманием.
Внимание неустойчиво
Для того чтобы его было легче концентрировать, внимание желательно привязывать к внешним опорам. Считается, например, что перебирание четок помогает удерживать собственное внимание. Штирлиц в «Семнадцати мгновениях весны» рисовал лидеров Третьего рейха, в тот момент, когда ему требовалось решить кто из них готов начать переговоры с союзниками: рисунок служил внешней опорой его внимания.
При разговоре с другими опорой внимания могут стать схемы и графики, любые подручные предметы. Например, один неординарный руководитель имел привычку на совещаниях объяснять все наглядно при помощи печенья разной формы. Он хватал их с блюдца, расставлял в нужном порядке и вопил: «Это мы, это они, это аутсорсеры – и как Вы собираетесь предложить взаимодействовать?». Объяснять приходилось, тоже передвигая это печенье. Правда, потом было неловко поедать «совещательное» печенье, зато все договоренности откладывались в голове на ура.
Внимание избирательно
Внимание концентрируется на том, что представляет наибольшую важность для человека и игнорирует все прочее. В воспоминаниях тех, кто ребенком был вывезен из блокадного Ленинграда, с разными вариациями встречается сходный сюжет. Детей эвакуируют на Большую землю на барже, и в дорогу помещают несколько ящиков с сухарями или консервами. По дороге начинается бомбардировка, но ее никто из детей даже не замечает: все дерутся за лишний кусочек еды.
В мирных условиях этот прием отвлечения внимания достаточно часто используется в политике, когда в СМИ «вбрасывается» будоражащий умы народа информационный повод, призванный отвлечь от других вопросов.
Объем внимания ограничен
Объемом внимания называется набор несвязанных объектов, на которых человек может сосредоточиться одновременно. Например, объем зрительного внимания у взрослого – от 3 до 5 объектов. Иногда внимание можно переключать, смещая его фокус.
Существует притча о двух художниках. Один из них был успешным конъюнктурщиком, а другой – талантливым и невостребованным. Невостребованный долго терпел, а потом взмолился и стал просить успешного рассказать, почему все покупают его картины. Тот попросил невостребованного показать свои работы, ткнул в один пейзаж и сказал: «Нарисуй в углу большую голубую собаку». Художник наступил на горло собственной песне и нарисовал собаку. Явился покупатель, поглядел и сказал: «Хочу вот такой пейзаж, только без собаки».
Стало быть, искусственно созданный фокус внимания может помочь либо отвлечь заказчика от мелких недостатков работы, либо дать ему почувствовать свою сопричастность и значимость его мнения.
Внимание лучше удерживается на близких собеседнику проблемах
Тему, которую вам надо обсудить с собеседниками, пусть даже она максимально абстрактна, все равно необходимо сделать близкой и понятной. Известный юрист А.Ф. Кони начинал свою лекция о великом и малом со слов: «В 1642 году в семье английского фермера родился мальчик, которого можно было искупать в пивной кружке, - Исаак Ньютон». В современном мире лидером привлечения внимания стала телевизионная реклама. Оценить в полной мере усилия рекламщиков можно, если не смотреть на видеоряд, но вслушиваться в текст рекламного ролика: довольно часто это оказываются не слишком связанные между собой фразы, целиком и полностью упирающие на потребности зрителя.
Физическая активность мешает сконцентрироваться
Эксперименты доказывают отрицательную корреляцию между движением (и подвижностью) и способностью концентрировать внимание. Сосредоточение требует от человека отказа от активных физических действий и посторонних движений.
Так, вспоминается один ВУЗовский преподаватель, вступивший в нешуточный конфликт со студенческой группой, поклялся, что у него с первого раза никто не сдаст экзамен. Он (в соответствии со своим имиджем корректного церемонного преподавателя) поступил очень просто: брал ключи от одной аудитории, рассаживал группу, раздавал билеты, но через 15 минут с извинениями и, конечно, по независящим от него причинам просил всех перейти в другую аудиторию. А также сдать билеты, чтобы можно было вытащить другие уже на новом месте. Студенты отвлекались на сборы, и завалить их после нескольких перемещений из аудитории в аудиторию становилось значительно проще.
Поэтому если вы хотите полного сосредоточения собеседников на обсуждаемой проблеме – постарайтесь обеспечить им комфортные условия.