Слово «ипохондрия» происходит от греческого «в подреберье», так как в древности это заболевание связывали с проблемами в соответствующей части живота. Позже ученые доказали, что никакой связи с телесными недугами нет. Однако слово «ипохондрия» прочно вошло в наш лексикон для обозначения чрезмерной озабоченности своим здоровьем. Ипохондрию стали путать с обыкновенным нытьем и симуляцией – перестали считать болезнью.
Тем не менее, ипохондрический невроз – настоящее заболевание, оно описано во всех классификациях болезней. Согласно МКБ-10 ипохондрией называется непоколебимая убежденность человека в наличии у него тяжкого заболевания (как минимум одного, но бывает и нескольких), которая не проходит после всесторонних медицинских обследований, не подтверждающих диагноз. Чаще всего ипохондрики «обнаруживают» у себя различные опухоли, болезни сердца, желудочно-кишечного тракта или половых органов.
В последние время появилась новая разновидность ипохондрии – убежденность человека, что он ВИЧ-положительный. Само собой, отрицательные результаты анализов при этом игнорируются.
Как отличить нытика от ипохондрика?
Настоящий ипохондрик страдает абсолютно неподдельно, его постоянно терзает постоянный изматывающий страх смерти, страданий, беспомощности, он искренне хочет лечиться и вылечиться. Все его мысли болезненно сосредоточены на состоянии собственного здоровья. Недовольство врачами вызвано не желанием манипулировать или самоутвердиться, а страхом того, что лечат его неправильно, и уверенностью, что скоро запущенная болезнь приведет его к плачевному концу.
Ипохондрик может изводить себя диетами, медосмотрами и очень неприятными болезненными процедурами. При этом у него нет явных бонусов от своего состояния – можно сказать, что он страдает бескорыстно. Нытик же, наоборот, не столько озабочен состоянием своего здоровья, сколько жаждет привлечь к себе внимание. Ему совершенно не надо чувствовать себя плохо – достаточно рассказывать об этом, заламывая руки и требуя специального к себе отношения. В том же случае, когда внимание оказывается настолько пристальным, что нытику пытаются навязать неприятные обследования или процедуры, он немедленно выздоравливает (особенно эффективно действует назначение колоноскопии). Правда, через пару дней снова заболевает... чем-нибудь другим – более безопасным.
Человека, страдающего ипохондрией, довольно легко распознать по следующим признакам.
1. Поглощенность
Он полностью сосредоточен на собственном здоровье. Все его разговоры сводятся к обсуждению симптомов, врачей и способов лечения. Причем основным лейтмотивом рассказов будет возможность неблагоприятного (желательно летального) исхода мнимого заболевания. Общение с ипохондриком похоже на общение с увлеченным коллекционером, только предметом коллекции являются заболевания. А тут, если нет настоящего смертельного диагноза, и «прихвастнуть» не грех.
2. Тело как центр вселенной
Как коллекционер редкостей, ждущий выпусков антикварных каталогов, ипохондрик ждет свежих новостей из недр своего организма. Он может часами прислушиваться к ощущениям в грудной клетке, ожидая инфаркта, или проводить весь день, обследуя родинки: не превратились ли те в злокачественные опухоли – меланомы?
3. Мнительность
Панику и новый приступ ипохондрии вызывает буквально любое ощущение.
Так головная боль интерпретируется как симптом страшной опухоли мозга или инсульта. При этом ипохондрик старательно игнорирует возможность того, что причина недомогания может быть в банальной перемене погоды или литре водке, выпитом вчера на ночь.
Любой кашель немедленно будет сочтен приступом чахотки. Человек начнет доводить до нервного тика врачей из тубдиспансера, уверяя, что они поставили ему неправильный диагноз, а он – несчастный и умирающий лишен лечения и заботы. Но, зачастую, все это не мешает ему, как и раньше, выкуривать по две пачки «Беломора» в день.
4. Избирательность и аггравация
Ипохондрики жестко фильтруют информацию о своем здоровье и, главное, информацию о своем заболевании. При этом все подходящее учитывается, а все, что опровергает «диагноз», игнорируется. Откуда пришла информация, значения не имеет: заключение профессора с мировым именем может быть отброшено с мотивацией «это все бред», а советы из передачи «лечимся сами» могут приниматься за истину в последней инстанции.
Искажается и восприятие сигналов организма – боль кажется адской, зуд непереносимым, головокружение таким, что ни шагу ступить не получается. Этот эффект называется аггравацией (от латинского aggravatio – утяжеление).
Плохо, когда при аггравации человек занимается самолечением: одна дама, страдающая ипохондрией, попыталась снять боли за грудиной, которые она приняла за признак инфаркта, выпив два пузырька с корвалолом и три упаковки валокордина, в результате чего оказалась в реанимации. Причиной боли были неполадки в работе кишечника.
4. Психосоматическая симптоматика[/color]
У ипохондриков часто развиваются ярко выраженные симптомы психосоматического происхождения, например, симптомы тревоги – сердцебиение, отдышка, головокружение. Или симптомы, причиной которых является постоянное внутреннее напряженнее – например, судороги или запоры. Эти ощущения немедленно интерпретируются как признаки той или иной серьезной болезни.
5. Настроение
Часто ипохондрики страдают от стойких депрессивных состояний. Естественно, они записывают депрессию в признаки скорой смерти от страшных неизлечимых заболеваний. Очень трудно убедить их в том, что это безусловное следствие постоянных страхов за свое здоровье.
К кому обращаться?
Ипохондрики все время бегают по врачам, но врачи, понятное дело, помочь им не в силах: болезнь мнима, что делает ее воистину неизлечимой.
Первый шаг к исцелению для любого ипохондрика – осознать, что проблема не в здоровье. Особенно тяжело его сделать, когда на фоне ипохондрии человек страдает каким-нибудь действительно серьезным заболеванием. Но если этот шаг сделан, все остальное – проще. Психологи довольно эффективно борются с ипохондрией. Особенно рекомендуется когнитивная и когнитивно-бихевиоральная терапия. Суть ее в том, чтобы помочь человеку отличать истинные симптомы болезни от ложных и избавиться от болезнеобразующих установок, таких как: «у меня в роду кто-то умирал от рака, я непременно тоже умру от рака», «я работал на вредном производстве – у меня наверняка уже развилась лучевая болезнь» и т.п.
Основной проблемой терапии является то, что ипохондрия редко ходит в одиночку. Обычно она прилагается к какому-либо другому психиатрическому расстройству. Чаще всего ипохондрия развивается на фоне тревожных расстройств. Пока специалисты не дают однозначного ответа, что первично, и не является ли ипохондрия просто одной из форм тревожных расстройств. Работать психологам приходится обычно и с тем и с другим одновременно.
В тех же редких случаях, когда ипохондрия прилагается к таким серьезным расстройствам, как истерия или шизофрения, сначала занимаются этими заболеваниями. И, разумеется, речь однозначно идет о вмешательстве психиатра, а не только психолога.
Остается вопрос, что же делать с нытиками?
Все, кому приходилось иметь с ними дело больше одного дня к ряду, имеют свою версию ответа на этот вопрос, по большей части эти версии весьма негуманны, а то и вовсе противозаконны. На самом деле нытикам тоже нужна помощь психолога. Нытье для большинства из них, с одной стороны, защитная реакция по принципу «прикинуться больным, чтоб не трогали», а с другой, единственный способ привлечь к себе внимание. Хороший специалист (а часто и просто близкий друг) может помочь им найти более продуктивные стратегии поведения.
Правда, бывают и другие нытики, для которых нытье является частью имиджа, так как в некоторых кругах оно модно. Этим помогать бесполезно, да и не нужно.
Обратите внимание – ипохондрия не сопровождается бредом!
Если человек считает, что его облучают марсиане, что его голова набита иголками и булавками – и ему от этого больно, если сильно переживает, потому что у него как раз режется хвост – это уже не ипохондрия, а какое-то другое психиатрическое заболевание.