В марте почти треть всего спама составил спам с графическими вложениями. В январе на его долю приходилось всего 14% спамовых писем, в феврале - 20%, в марте же подобный спам побил все рекорды - его доля увеличилась до 28%.
Лидирующие спам-тематики в марте 2008 года:
- "Медикаменты; товары и услуги для здоровья" - 24,9%
- "Образование" - 14,8%
- "Реплики элитных часов" - 9,1%
- "Отдых и путешествия" - 6,6%
- "Компьютеры и Интернет" - 5,1%
Приближение конца учебного года способствовало увеличению доли спама, входящего в тематическую группу "Образование". К многочисленным предложениям по изготовлению дипломов о высшем образовании прибавилась реклама услуг по репетиторству и подготовке к ЕГЭ. Не забывают спамеры и о том, что по завершении выпускных экзаменов бывших школьников и студентов ожидает выпускной вечер. Ранее встречавшиеся в спаме предложения, приуроченные к "корпоративам", теперь переориентировались на будущих выпускников, что наряду с приближающимися майскими праздниками утвердило рубрику "Отдых и путешествия" в пятерке лидеров.
В марте была выявлена новая тематическая категория спама. В последнее время в Рунете значительно возросло число предложений по продаже реплик очень дорогих товаров, и именно дешевые копии элитных швейцарских часов стали основными объектами подобных рассылок. В марте их все чаще стали предлагать в русскоязычном спаме. Кроме реплик часов объектами русскоязычной спам-рекламы стали копии модных дорогих телефонов. Спамеры утверждают, что недорогие часы и телефоны "элитного" вида являются подходящим подарком, способным послужить на благо имиджа их владельцев.
В марте спамеры активно включали в свои послания ссылки на результаты поиска в Google. Данная поисковая система позволяет получить для конкретного URL ссылку, по сути являющуюся открытым редиректом. При переходе по ней пользователь попадает непосредственно на страницу со спам-рекламой, в то время как сама ссылка с точки зрения спам-фильтра выглядит вполне легально. Этот прием характерен как для русскоязычного, так и для англоязычного спама.
В стремлении обойти системы фильтрации спамеры модифицировали один из приемов "зашумления" текста писем и стали использовать для оформления случайного набора букв, которым перемежается текст рассылки, псевдобелые цвета. Белый текст на белом фоне применялся ими и ранее, однако спам-фильтры научились распознавать данный прием. Теперь "зашумляющие" наборы букв (чаще всего латинских) имеют оттенок, близкий к фону письма (светло-желтый, светло-голубой). Рекламный текст при этом выделяется крупным шрифтом ярких цветов, чтобы получатели не испытывали никаких затруднений при прочтении сообщения.
Еще один прием, служащий для обхода спам-фильтров, - деформация ссылки в письме. К примеру, спамеры могут заменить точки в адресе сайта русским словом "точка". Однако данный прием не слишком эффективен: спам-фильтр, возможно, и не отреагирует на подобное послание, но ссылка теряет "кликабельность" и выглядит неудобочитаемой.
Описанные выше ухищрения спамеров доказывают, что порой они готовы пожертвовать удобством чтения и внешним видом рекламного послания во имя повышения шансов его успешной доставки получателю. Подобные письма вряд ли имеют широкий отклик - они способны увлечь только любителя разгадывать ребусы.
Первый месяц весны ознаменовался волной рассылок, имевших целью дискредитировать репутацию известных компаний и сайтов. Первой жертвой "черного" PR стал издательский дом "Коммерсантъ". Затем спамеры массово "прорекламировали" популярные социальные сети Украины. Главным козырем подобных рассылок были намеки на непристойное содержание сайтов.